главная услуги

 

 


Услуги

Есть у вазовского контроллера впрыска «Январь-5.1» одна особенность: постоянное запоминающее устройство емкостью 128 килобайт - в два раза больше, чем у других блоков. Это несущественное, на первый взгляд, отличие оказалось сущим кладом для тех, кому не чужд творческий подход к разработке программ для чип-тюнинга.

   Сведущий в электронике человек подтвердит - запас «памяти» лишним не бывает, его всегда можно использовать с толком. И точно: специалисты столичной фирмы «Авто-99» поколдовали над «Январем» и создали на базе стандартного блока весьма оригинальный двухрежимный контроллер, управляемый из водительского места. В емкой флэш-памяти «Января-5.1» им удалось разместить две полноценные (по 64 килобай­та каждая) программы, способные командовать двигателем. Причем для перехода с одной на другую глушить мотор или останавливать автомобиль не требуется - достаточно щелкнуть переключателем на центральной консоли. Тестеры, компьютеры, глубокие познания в области электроники водителю уже не нужны - для него сделана волшебная кнопка. Ткнул ее пальцем - автомобиль поехал иначе. Захотел вернуться к старым настройкам - жми еще раз. 

ТЮНИНГ

   Пожелания заказчика учитываются при настройке блока. В контроллер можно «зашить» практически любую пару программ: стандартную и доработанную, две стандартные или две тюнинговые. Вариантов масса. Мы же для тестирования на редакционном ВАЗ-2112 с шестнадцатиклапанным двигателем приобрели самое яркое сочетание - «Спорт» и «Экономия». Задачу ставили непростую. Во-первых, снять каталитический нейтрализатор, а во-вторых, не слишком душить мотор в экономичном режиме. В любом случае автомобиль должен был оставаться достаточно шустрым.

   Что получили? Предлагаем ознакомиться с краткими характеристиками программ. «Спорт» ориентирован на динамичную езду как в городе, так и на шоссе. Ограничитель оборотов срабатывает при 6500 об/мин; вентилятор охлаждения включается, когда температура  «Тосола» достигнет 103°С; обороты холостого хода -900 об/мин при расходе топлива 0,9-1,0 л/ч и содержании СО в выхлопных газах 1%. Программа «Экономия» предназначена для степенного перемещения в городской толчее и равномерного (но не значит медленного) движения по трассе. Электронная «отсечка» - на 6200 об/мин; температура включения вентилятора - 99°С; обороты холостого хода - 750 об/мин при расходе 0,7-0,9 л/ч и СО - 0,7%.

  Теперь обратимся к цифрам (см. таблицу и графики). Максимальная мощность двигателя существенно возросла. Но сказочный прирост в 8,5 и 10,7 л. с. достигнут не только применением модернизированных программ. Автомобиль со стандартным контроллером промерили после пробега 10 000 км. За минувшее время (сейчас на одометре 28 тыс. км) детали мотора окончательно притерлись и он ожил, да еще и нейтрализатор перестал влиять на его работу - уже весомая добавка. То же самое показал и дорожный тест. «Двенадцатая» стала шустрее благодаря чип-тюнингу и... «раскатившейся» ходовой (сравните данные по выбегам).

    Расход топлива. В городе все по-прежнему - московские пробки уравняли шансы. Более того, многочисленные замеры позволяют сделать вывод: у вазовских переднеприводных автомобилей с двигателями 1,5 л аппетит окажется в указанных пределах независимо от числа клапанов на цилиндр и типа системы питания (впрыск или карбюратор). Речь идет об исправных, отрегулированных машинах и движении в плотном потоке рабочего дня. А вот на трассе разница заметна. Экономичная программа опустошает бак не так быстро, как стандартная и мощностная.

   Поняв, что после тюнинга в целом стало лучше, неплохо бы сравнить доработанные программы друг с другом. Разница в 2 л. с. - вполне реальный показатель. Кривые мощности на графике тоже не вызывают сомнений. Тогда как слишком похожие цифры, полученные на дороге полигона, нуждаются в комментарии. Дело в том, что методики измерения максимальной скорости, эластичности и разгонов подразумевают движение с педалью газа, нажатой до полика. Основные же различия между программами проявляются сильнее всего при малых открытиях дроссельной заслонки. И здесь никак не обойтись без субъективной оценки.
   Так вот, в экономичном режиме двигатель хуже везет на «низах». Радующее душу ускорение начинается лишь с 3000 об/мин. Дальше мотор крутится легко и развивает максимальную мощность к 5550 об/мин - поведение, достаточно типичное для шестнадцатиклапанника ВАЗ-2112. Эта программа хорошо себя зарекомендовала на просторном шоссе, где не надо часто обгонять с выездом на встречную полосу. Неважно, с какой скоростью едешь - лишь бы не приходилось интенсивно ускоряться. Но если понадобится, включай пониженную передачу, чтобы попасть в тот диапазон оборотов, где мотор пошустрее. При этом «педалировать» надо интенсивно - деликатные нажатия на газ хороши лишь тогда, когда экономишь топливо. Другой конек программы - городские пробки, то есть неспешные перемещения в потоке, где резво не разгонишься. Здесь, приложив некоторые усилия, можно добиться расхода меньше 9 л/100 км (см. таблицу).

   Режим «Спорт» - полная противоположность. Двигатель хорошо везет даже на низких оборотах, сразу же отзывается на малейшее прикосновение к педали газа. Раскручивается уверенно и ровно - ярко выраженного подхвата нет. Программа вполне подходит для светофорных гонок в полупустом городе. Не будет лишней и при динамичной езде по узким трассам, когда требуются интенсивные ускорения на обгонах. С ней шестнадцатиклапанный мотор прекрасно проявил себя при буксировке (ЗР, 2001, № 6). Расплата за приятную во всех отношениях программу - чуть повышенный расход топлива.

   Почему-то полноценным у нас считают лишь тот тюнинг, при котором приходится перебирать агрегаты. Путь, конечно, увлекательный, но трудоемкий и дорогой. Вместе с тем возможности совершенствования электроники еще не исчерпаны. Во всяком случае, двухрежимный контроллер позволяет то, что не по силам доработанному «железу» - волшебной кнопки для замены на ходу ряда передаточных чисел в ближайшем будущем не ожидается. А если принять во внимание доступную цену подобного чип-тюнинга (2300 рублей для двигателей с нейтрализатором и 1850 - без него), то станет ясно, какой из путей совершенствования автомобиля действительно массовый.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ

.

Программа

. Серийная J5V05F16 «Экономия» «Спорт»
Максимальная скорость, км/ч 175 179,8 179,8
Разгон 0-100 км/ч,  с 0-1000м, с 12,8   34,6 12,7   34,0 12,3   33,9
Эластичность:

60-100 км/ч (IV передача), с

с 80-120 км/ч (V передача), с

с 60-140 км/ч (IV передача), с

15,0 

22,7

--

15,2
23,0

 33,2

15,2

 22,8

 31,8

Выбег 150км/ч - 0, м 2389 2692 2692
Максимальная мощность (стенд «Бош FLA-203»), кВт/л. с. при об/мин

66,3/90.2

 5080

72,6/98,7
5550
74,2/100,9
5280
Средний эксплуатационный расход топлива, л/100 км*:

трасса

город

6,8 - 7,3

8,7 - 9,1
6,4 - 6,9
8,7 - 9,1
6,8 - 7,4
8,8 - 9,2

* Летняя эксплуатация

 

desing by LastOmar 2006