Есть у вазовского контроллера впрыска «Январь-5.1» одна
особенность: постоянное запоминающее устройство емкостью
128 килобайт - в два раза больше, чем у других блоков.
Это несущественное, на первый взгляд, отличие оказалось
сущим кладом для тех, кому не чужд творческий подход
к разработке программ для чип-тюнинга.
Сведущий в электронике человек подтвердит - запас «памяти»
лишним не бывает, его всегда можно использовать с толком.
И точно: специалисты столичной фирмы «Авто-99» поколдовали
над «Январем» и создали на базе стандартного блока весьма
оригинальный двухрежимный контроллер, управляемый из
водительского места. В емкой флэш-памяти «Января-5.1»
им удалось разместить две полноценные (по 64 килобайта
каждая) программы, способные командовать двигателем.
Причем для перехода с одной на другую глушить мотор
или останавливать автомобиль не требуется - достаточно
щелкнуть переключателем на центральной консоли. Тестеры,
компьютеры, глубокие познания в области электроники
водителю уже не нужны - для него сделана волшебная кнопка.
Ткнул ее пальцем - автомобиль поехал иначе. Захотел
вернуться к старым настройкам - жми еще раз.
ТЮНИНГ
Пожелания
заказчика учитываются при настройке блока. В контроллер
можно «зашить» практически любую пару программ: стандартную
и доработанную, две стандартные или две тюнинговые.
Вариантов масса. Мы же для тестирования на редакционном
ВАЗ-2112 с шестнадцатиклапанным двигателем приобрели
самое яркое сочетание - «Спорт» и «Экономия». Задачу
ставили непростую. Во-первых, снять каталитический нейтрализатор,
а во-вторых, не слишком душить мотор в экономичном режиме.
В любом случае автомобиль должен был оставаться достаточно
шустрым.
Что получили? Предлагаем ознакомиться с краткими характеристиками
программ. «Спорт» ориентирован на динамичную
езду как в городе, так и на шоссе. Ограничитель оборотов
срабатывает при 6500 об/мин; вентилятор охлаждения включается,
когда температура
«Тосола» достигнет 103°С; обороты холостого хода
-900 об/мин при расходе топлива 0,9-1,0 л/ч и содержании
СО в выхлопных газах 1%. Программа «Экономия»
предназначена для степенного перемещения в городской
толчее и равномерного (но не значит медленного) движения
по трассе. Электронная «отсечка» - на 6200 об/мин; температура
включения вентилятора - 99°С; обороты холостого хода
- 750 об/мин при расходе 0,7-0,9 л/ч и СО - 0,7%.
Теперь обратимся к цифрам (см. таблицу и графики). Максимальная
мощность двигателя существенно возросла. Но сказочный
прирост в 8,5 и 10,7 л. с. достигнут не только применением
модернизированных программ. Автомобиль со стандартным
контроллером промерили после пробега 10 000 км. За минувшее
время (сейчас на одометре 28 тыс. км) детали мотора
окончательно притерлись и он ожил, да еще и нейтрализатор
перестал влиять на его работу - уже весомая добавка.
То же самое показал и дорожный тест. «Двенадцатая» стала
шустрее благодаря чип-тюнингу и... «раскатившейся» ходовой
(сравните данные по выбегам).
Расход топлива. В городе все по-прежнему
- московские пробки уравняли шансы. Более того, многочисленные
замеры позволяют сделать вывод: у вазовских переднеприводных
автомобилей с двигателями 1,5 л аппетит окажется в указанных
пределах независимо от числа клапанов на цилиндр и типа
системы питания (впрыск или карбюратор). Речь идет об
исправных, отрегулированных машинах и движении в плотном
потоке рабочего дня. А вот на трассе разница заметна.
Экономичная программа опустошает бак не так быстро,
как стандартная и мощностная.
Поняв, что после тюнинга в целом стало лучше, неплохо
бы сравнить доработанные программы друг с другом. Разница
в 2 л. с. - вполне реальный показатель. Кривые мощности
на графике тоже не вызывают сомнений. Тогда как слишком
похожие цифры, полученные на дороге полигона, нуждаются
в комментарии. Дело в том, что методики измерения максимальной
скорости, эластичности и разгонов подразумевают движение
с педалью газа, нажатой до полика. Основные же различия
между программами проявляются сильнее всего при малых
открытиях дроссельной заслонки. И здесь никак не обойтись
без субъективной оценки.
Так
вот, в экономичном режиме двигатель хуже везет на «низах».
Радующее душу ускорение начинается лишь с 3000 об/мин.
Дальше мотор крутится легко и развивает максимальную
мощность к 5550 об/мин - поведение, достаточно
типичное для шестнадцатиклапанника ВАЗ-2112. Эта программа
хорошо себя зарекомендовала на просторном шоссе, где
не надо часто обгонять с выездом на встречную полосу.
Неважно, с какой скоростью едешь - лишь бы не приходилось
интенсивно ускоряться. Но если понадобится, включай
пониженную передачу, чтобы попасть в тот диапазон оборотов,
где мотор пошустрее. При этом «педалировать» надо интенсивно
- деликатные нажатия на газ хороши лишь тогда, когда
экономишь топливо. Другой конек программы - городские
пробки, то есть неспешные перемещения в потоке, где
резво не разгонишься. Здесь, приложив некоторые усилия,
можно добиться расхода меньше 9 л/100 км (см. таблицу).
Режим «Спорт» - полная противоположность. Двигатель
хорошо везет даже на низких оборотах, сразу же отзывается
на малейшее прикосновение к педали газа. Раскручивается
уверенно и ровно - ярко выраженного подхвата нет. Программа
вполне подходит для светофорных гонок в полупустом городе.
Не будет лишней и при динамичной езде по узким трассам,
когда требуются интенсивные ускорения на обгонах. С
ней шестнадцатиклапанный мотор прекрасно проявил себя
при буксировке (ЗР, 2001, № 6). Расплата за приятную
во всех отношениях программу - чуть повышенный расход
топлива.
Почему-то полноценным у нас считают лишь тот тюнинг,
при котором приходится перебирать агрегаты. Путь, конечно,
увлекательный, но трудоемкий и дорогой. Вместе с тем
возможности совершенствования электроники еще не исчерпаны.
Во всяком случае, двухрежимный контроллер позволяет
то, что не по силам доработанному «железу» - волшебной
кнопки для замены на ходу ряда передаточных чисел в
ближайшем будущем не ожидается. А если принять во внимание
доступную цену подобного чип-тюнинга (2300 рублей для
двигателей с нейтрализатором и 1850 - без него), то
станет ясно, какой из путей совершенствования автомобиля
действительно массовый.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ
|
. |
Программа
|
. |
Серийная
J5V05F16 |
«Экономия» |
«Спорт» |
Максимальная
скорость, км/ч |
175 |
179,8 |
179,8 |
Разгон
0-100 км/ч, с 0-1000м, с |
12,8 34,6 |
12,7 34,0 |
12,3 33,9 |
Эластичность: |
60-100
км/ч (IV передача), с
|
с
80-120 км/ч (V передача), с
|
с
60-140 км/ч (IV передача), с
|
|
|
|
|
Выбег
150км/ч - 0, м |
2389 |
2692 |
2692 |
Максимальная
мощность (стенд «Бош FLA-203»), кВт/л. с. при об/мин |
|
|
|
Средний
эксплуатационный расход топлива, л/100
км*: |
трасса
|
город
|
|
|
|
|
* Летняя
эксплуатация
|
|